Риски для матери. Согласно международным исследованиям, уровень заболеваемости и смертности матерей, непосредственно связанный с ЭКО, невелик — но все-таки
несколько выше, чем у женщин, зачавших ребенка «естественным» путем.
Исследователи считают, что так получается потому, что к ЭКО чаще обращаются люди
старшего возраста, у которых могут быть заболевания помимо бесплодия. Кроме того, статистику «портят» женщины с многоплодной беременностью — при ЭКО часто получаются двойняшки, выносить которых сложнее, чем одного ребенка.
Помимо этого, определенный риск связан с гормональной стимуляцией яичников и этапом извлечения яйцеклеток. Из-за стимуляции может возникнуть
синдром гиперстимуляции яичников, а на этапе забора яйцеклеток
увеличивается риск тромбозов, брюшных кровотечений, инфекций и осложнений при анестезии — точно так же, как и при любых других хирургических вмешательствах.
При этом, судя по имеющимся данным, ЭКО не вызывает рак. Существенной связи между ЭКО, раком молочной железы и шейки матки
не обнаружено.
Риск для малыша. Самый известный риск для здоровья малыша, связанный именно с ЭКО —
синдром Ангельмана. Это очень редкий генетические дефект — предполагаемый риск при ЭКО составляет 2–5 случаев на 15 000 человек, в то время как при «естественном» зачатии риск будет 1 случай на 15 000 человек.
Большое национальное исследование, проведенное в Норвегии, показало, что у детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий,
более высокий риск заболеть лейкемией и лимфомой Ходжкина по сравнению с «обычными» детьми. Однако эти заболевания тоже встречаются редко — поэтому реальный шанс того, что конкретный ребенок заболеет, очень мал.
В целом, риски врожденных дефектов при ЭКО с
вязаны с основной причиной бесплодия, а меньшие размеры и ослабленность —
с многоплодной беременностью, так что риски от ЭКО только незначительно превышают риски при «естественном» зачатии.
А вот что известно точно, так это то, что ЭКО
не влияет на умственные способности детей. Исследователи изучили школьную успеваемость таких детей и выяснили, что они учатся
даже лучше ровесников, зачатых «естественным» путем. Правда, ЭКО тут ни при чем: просто люди, которые могли позволить себе дорогую процедуру, обычно были богаче и имели более высокий уровень образования, так что стремились устроить детей в самую лучшую школу и уделяли их развитию очень много внимания.